Здравствуйте!
В продолжении темы о понятом
слове, предлагаю
вашему вниманию еще одну точку зрения о том, как надо и как не надо
писать
книжки. Вот весьма поучительный отрывок из книги Александра Никонова "Бей первым! Главная
загадка Второй мировой".
И еще
раз хочу отметить, что приведенный мною ниже отрывок не имеет никакого
отношения к рекламе авторов и их книг, к теме войны, - а только о
принципах написания книг.
Почти сразу после выхода «Ледокола» на
русском языке
в России начала подниматься гневная антисуворовская волна. Количество
книг,
написанных «против Суворова», уже превышает все, что написал Суворов за
всю
свою жизнь (включая худлит). И одним из первых «антисуворовцев» был
израильский
профессор Габриэль Городецкий, написавший книжку «Миф „Ледокола“».
Суворова никто в прессе не рекламировал. И
он
разошелся миллионами. Книжка же Городецкого после выхода не слезала с
экранов
ТВ и страниц прессы. Генералы и историки хором пиарили ее, но тираж
этой
писанины ни в какое сравнение с суворовским не шел. И вы сейчас
поймете,
почему… Я с чистым сердцем купил эту книжку, начал читать, после чего с
гневом
выкинул. Потому что читать это так же невозможно, как невозможно есть
сухие
отруби. Вывод: Городецкий написал дрянь.
Если уж ты не умеешь писать, так не пиши
популярных
книжек! А вы, господа генералы, если хотите вложить деньги в
организацию
антисуворовской пропагандистской компании, не вкладывайте их в дерьмо.
Выстрел
ваш ушел в молоко. Ресурсы выброшены на ветер. Никто эту бесталанно
написанную
сухомятку читать не будет. Ваше бабло помахало вам ручкой. Городецкий в
умах
людей проиграл, поскольку не проник в них. А Суворов выиграл. Поскольку
Суворов
писать умеет, а сонмы городецких – нет. И потому Суворов побивает их
всех
вместе взятых одной левой. Словно богатырь в былинах: рукой махнул –
улица,
отмахнулся – переулочек.
Сейчас, господа генералы, я устрою для вас
бесплатный
ликбез.
Как работает голова простого человека?
Вкусное эта
голова ест, а невкусное выплевывает. Я в данном случае – простой
человек,
поскольку не специалист. И что делать мне, не историку, если я желаю
уяснить
для себя проблему начала Второй мировой – хотел Сталин напасть на
Европу или
нет? Читать книги, ясный перец! Но читать я буду только то, что мне
интересно,
поскольку скучное чтение – это работа. И за эту работу мне никто не
заплатит.
Скучной работы у меня в жизни и так хватает. А я за свои деньги хочу
развлечься. То есть стиль изложения должен быть соответствующим. Это
раз.
Теперь два. Те авторы, которые по
наивности приводят
в своих книгах, рассчитанных на широкую публику, библиографию, делают
это зря!
Вы заметили, что в моих книгах никогда нет никакого списка
литературы?.. Я
человек честный и библиографий никогда не даю. Потому что считаю это:
а) формой обмана,
б) лишней нагрузкой, вредной для
популярности
книги.
Начну, пожалуй, со второго. У нас, людей,
пишущих на
научно-популярные темы, не зря говорят: каждая формула в книге
уменьшает число
читателей вдвое. Поэтому я стараюсь читателя не пугать. Точнее, не
спугнуть. Вот
он взял книгу с магазинной полки и начал листать. Что может напугать
потребителя? Любая схожесть книги с учебником! Мы все учились
понемногу,
поэтому у каждого из нас в анамнезе мощная прививка от учебников еще со
школьных времен. А что такое учебник или другая научная сухомятка?
Список литературы. Формулы. Значки
параграфов.
Инициалы перед фамилиями… Обилие в тексте ссылок, римских и арабских
цифр,
кавычек, аббревиатур. Все это убивает книгу. Всего это нужно, по
возможности,
избегать. Нужно, напротив, дробить текст на мелкие абзацы, сокращать
длину
предложений и периодически вставлять прямую речь, но без кавычек, а с
начальным
тире: читатель любит диалоги и воздух на странице.
Вот как выглядит плохой текст:
«И. Р. Пупкин и П. А. Шлепкин, выступая в
17 мая 1985
года на XXVIII съезде КПСС, в частности, отметили, что 125-я сд и 24-я
м/с д
вышли в район Сувалок [35] и на 75 % взломали оборону противника,
используя 125-мм гаубицы и танки Бт-26, Бт-24, ИС-125, а также
неустановленное
количество минометов [41]».
Беру я, скажем, антисуворовскую книгу
Алексея Исаева,
которая так и называется – «Антисуворов», листаю ее и вижу именно такой
текст.
То есть не по смыслу такой, а по «видеоряду». И книгу Исаева я купил
только
потому, что мне она для дела нужна (для работы над своей книгой,
которую вы сейчас
держите в руках). А свободный читатель этот кошмар не купит!
То же самое с библиографией. На что
надеются авторы,
дающие в конце список литературы, который делает книгу до омерзения
напоминающей учебник или научную монографию? Неужели автор всерьез
полагает,
что простой читатель утром вместо работы пойдет в Ленинскую библиотеку,
чтобы
заказать там эти книги и начать проверять цитаты? А ведь кроме работы у
простого читателя есть масса других важных дел: у него семья, он должен
сходить
в магазин, проверить у сына уроки, посмотреть футбол, попить пива,
почесать за
ухом кота, трахнуть жену, наконец, которая ждет этого уже вторую неделю.
Да никогда в жизни обычный человек не
пойдет в
Ленинку искать книги, указанные в библиографии! Ему проще поверить
автору. Ему
просто ничего другого не остается. Автор это знает. И приводит список
использованной литературы исключительно для того, чтобы втереть
читателю очки
своей ученостью: вон, сколько книг я прочел! Или сделал вид, что
прочел. Как
человек, работавший в науке, я знаю, что раздуть ссылочный аппарат
можно как
угодно. Берешь любую книгу по теме и переписываешь оттуда библиографию
– всю
или частично. После чего в своей работе организуешь ссылки не на книгу,
которая
у тебя в руке, а на первоисточники, на которые ссылается ее автор и
которых ты
сам не читал (да и он, возможно, тоже).
Поэтому – никакого очковтирательства,
никаких
библиографий! Раз тебе все равно придется верить мне на слово,
читатель, поверь
без списка использованной литературы. Это будет честнее. У меня разными
книгами
про войну сейчас завален весь стол – представь себе эту картину и
успокойся. А
если мне нужно будет на кого-то сослаться, я это сделаю прямо в тексте.
Твоя же
задача – расслабиться и получить… если и не удовольствие, то массу
впечатлений!
Всего Вам Доброго!
Я Желаю Всем Счастья!
Сергей
Деревянко.
|