Здравствуйте!
Продолжаем тему, затронутую в прошлом
выпуске.
Проблемы с заниженной самооценкой, как
правило, родом
из детства в результате неправильного воспитания. Падение самооценки
происходит, когда девочку воспитывают по-мужски, а мальчика по-женски.
Самооценка мальчика падает, когда ему не
дают нести
за себя ответственность, чаще всего из-за маминой гиперопеки. Например:
мальчик
подрался и пришел с фингалом, а мама применяя женский подход, (т.е.
так, как
хотела бы, чтобы обращались с ней) вываливает массу вопросов обо всех
подробностях драки и отношений с ребятами и т.д. и т.п., вместо того,
чтобы
оставить мальчика в покое. И мальчик чувствует, что он какой-то не
такой, и что
он неспособен сам решить свои проблемы. Он старается поскорее забыть
это
происшествие, а ему не дают.
Самооценка девочек падает, если она не
чувствует
заботу и опеку. Например: девочке говорят, используя мужской подход:
«Ну, и что,
какие проблемы? Ну, ничего страшного...», вместо того, чтобы пожалеть и
расспросить о происшедшем во всех подробностях.
В возрасте до 9 лет ребенок не имеет
логического
мышления и вообще не способен осознать свои ошибки и отделить себя от
своих
действий. Даже если не говорить ребенку прямо: «Ты плохой», а
критиковать лишь
его действия: «Ты поступил плохо», то он все равно поймет это так: «Я
плохой!»
Дети, которых часто стыдят, годам к 13 закрываются совсем. Лишь только
годкам к
19 человек способен полностью осознавать и брать ответственность за
свои поступки.
Но, уже став взрослыми, мы порою продолжаем реагировать, как дети:
валить вину
на другого или оправдываться.
Вот несколько мыслей-настроев для
взрослых. Эти
настрои в случае ошибки или неудачи помогут удержать самооценку.
Я сделал
что-то плохо или не достаточно хорошо, но я сам не плохой и я
достаточно хорош, потому
что:
·
я
старался
сделать все, что в моих силах.
·
я
не знал, как
сделать лучше.
·
проблемы
и
вызовы сегодняшнего дня были труднее, чем в другие дни.
·
я
теперь смогу
научиться на своих ошибках и в следующий раз сделать это гораздо лучше.
·
я
признаю свои
ошибки и смогу их исправить в будущем.
·
я
учусь и скоро
буду достаточно хорош.
·
другие
люди тоже
делают ошибки, но их при этом не считают плохими.
·
я
делаю хорошо
много других вещей.
·
не
стоит ожидать
от меня, что я буду совершенен.
·
я
не собирался
это делать, у меня не было намерения сделать это.
·
это
была
случайность.
·
я
сегодня болен
или я чувствую себя плохо.
·
у
меня просто
сегодня был плохой день.
·
никто
не может
всегда выигрывать.
·
другие
тоже не
могут это сделать.
Основной мотив этих мыслей: «Даже если я
совершил
ошибку или сделал что-то плохо, все равно сам я остаюсь достаточно
хорош». И не
путайте их с оправданиями! Человек оправдывается из-за недопонимания
того факта,
что возможность совершать ошибки
является неотъемлемой частью жизни.
Источники:
1.
Руслан Нарушевич. Аудиосеминар "Родители и Дети - объявлено перемирие".
2. Джон Грей. "Дети с Небес".
Удачи Вам!
Сергей Деревянко.
|