ПРАВО НА СКАМЕЙКУ
ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО НЕТ
Маленький Нет сидит на
скамейке и ест шоколадку. Он очень маленький и очень тихий.
Мимо проходит большая толстая тетя и спрашивает: «Можно я тут сяду?»
Маленький Нет тихо шепчет: «Нет, я хочу сидеть один».
Но она не слушает и усаживается рядом.
Подбегает парень и говорит: «Дай шоколадку!»
Маленький Нет тихо шепчет: «Нет, я хочу сам ее съесть».
Но парень не слышит и забирает шоколад.
Подходит дядя, которого Маленький Нет встречал в парке, и говорит:
«Привет, малыш. Ты такой милый, можно я тебя поцелую?»
Маленький Нет шепчет в третий раз: «Нет, я не хочу, чтобы меня
целовали».
Но, похоже, и он ничего не понял...
Тут у Маленького Нет лопнуло терпение, он встал, распрямился во весь
рост, уперся ногами и закричал во все горло: «Нет! Нет, нет! Не-е-ет! Я
хочу один сидеть на скамейке! Я сам хочу есть мою шоколадку! И я не
хочу, чтобы меня целовали! Оставьте меня немедленно в покое!»
Тут все удивились: «Что ж ты сразу не сказал?» И разошлись каждый своей
дорогой.
И кто же теперь сидит на скамейке?
Большой Нет!
И он думает: «Вот, значит, как: когда говоришь «нет» тихо и робко, люди
не слышат. Значит, «нет» нужно говорить громко, ясно и решительно».
Вот так из Маленького Нет получился Большой Нет.
Книжка-раскраска—приложение к
журналу «Педология/Новый век» №6,май 2001г.
Автор текста не указан.
Авторская орфография частично исправлена.
|
Даже не знаю, с какой стороны
подступиться к теме, которую ношу в голове вот
уже три месяца — с момента выхода в свет
упомянутого номера журнала.
То мне кажется, что больше и сказать-то нечего:
вышеприведенный текст сам за себя не то что
говорит, а прямо-таки вопиет!
А то вдруг к каждой строчке цепляются какие-то
возражения, комментарии, дополнения, и в голове
разрастается, ветвится причудливое дерево
странного диалога: а ведь он мог и так ответить, а
он тогда так или так, а если он так, то он тогда
этак... и так далее почти до бесконечности. И
хочется все распутать, чтобы положить на бумагу
связный текст-впечатление.
Нет, само по себе не распутывается. Более того,
уже извне к сказочке про Большого-маленького
Нета привязываются по каким-то тайным
ассоциативным связям ранее слышанные и виденные
слова. Например, почему-то всплывает
словосочетание «Билль о правах личности».
Ну что ж, доверюсь собственной интуиции и
попробую размотать клубок чувств и эмоций,
ухватившись именно за эту ниточку. Хотя пока
непонятно, как она приведет к
Большому-маленькому Нету.
ОБОРОННАЯ ДОКТРИНА
Итак, «Билль о правах личности».
Московский психологический центр «Генезис»
(именно он издает процитированный журнал
«Педология/Новый век») растиражировал его в виде
плакатов уж не знаю в скольких тысячах
экземпляров (см. текст справа на этой странице).
Мне довелось встречать его на стенах самых
разнообразных кабинетов: от психологических
служб провинциальных школ до департаментов
Министерства образования.
Вездесущий Интернет тоже внес свою лепту. Полный
текст «Билля о правах» на сайте «Генезиса» не
опубликован (коммерция-с), зато его можно найти и
в библиотеке Общественного института развития
школы, и в предисловии к книге «Сексуальные
игры», и на сайте Спортивного клуба
акробатического рок-н-ролла «Альянс» (не шучу).
Такой широкой востребованности, казалось бы,
можно позавидовать. Но я должен признаться в
крамоле.
Я не люблю «Билль о правах личности», несмотря на
всю его популярность. Мне он кажется
показательным примером классической
манипуляции, когда каждое слово по отдельности —
правда, а все вместе — ложь. Как там у Жванецкого?
Полное и объективное освещение вопроса — но
только с одной стороны.
Действительно, если НЕ следовать «Биллю о
правах», то можно сильно подпортить себе жизнь.
Но если следовать ТОЛЬКО ему, то наверняка жизнь
будет испорчена еще и у окружающих, в первую
очередь — у ближних.
По меткому наблюдению писателя Игоря
Золотусского, понятие «ближние» куда-то пропало
из современной психологии, да и вообще из круга
обсуждаемых в обществе проблем. И «Билль о
правах» это замечательно демонстрирует. Здесь
есть одно лишь «Я», а окружающие с параноидальным
постоянством рассматриваются как потенциальные
нарушители границ и прав моего «Я». Какая уж тут
забота о ближнем? Дай бог себя оборонить!
Ага! Все-таки интуиция не подвела! Вот мы и
размотали ниточку и вернулись к началу — к
Большому-маленькому Нету. У него ведь тоже нет
ближних, одни только посягатели на его свободу.
СОРЕВНОВАНИЕ В ГРОМКОСТИ
Кстати, обратите внимание, что
свобода
для Большого-маленького Нета — свобода жить в
одиночку. Одному сидеть на скамейке, самому есть
свою шоколадку, и чтобы никто не мешал.
Поэтому Большой-маленький Нет так же не слушает
окружающих, как и они его. Было ли у «большой
толстой тети» другое место, чтобы посидеть в
тишине и спокойствии? Когда последний раз парень
ел шоколадку, да и вообще ел что-нибудь? Есть ли у
дяди хоть кто-то в целом мире, кого можно
поцеловать? Таких вопросов Нет не задает даже сам
себе — ни будучи еще Маленьким, ни выросши уже
Большим. Ну чем не воплощенный «Билль о правах
личности»?
И представляется мне огромный парк с уходящими
вдаль стройными рядами скамеек, и на каждой сидит
вот такой вот Нет и в одиночку ест свою шоколадку.
Не дай бог сесть рядом, а тем более попросить
поделиться! Встанет, распрямится во весь рост,
упрется куда-то ногами и закричит во все горло:
«Не-е-е-т! Не хочу! Не дам! Оставь меня в покое!
Уходи! Это моя скамейка! Это моя шоколадка! Это
мой парк! Это мой мир!
Я здесь на первом месте! Мои права в документе
прописаны, а про твои ничего не знаю!»
А еще интересно вообразить парк, куда Нетов
пришло больше, чем для них заготовлено скамеек и
шоколадок. Кто-то уже расселся с комфортом и даже
успел обертку развернуть, а тут обделенные
подоспели и тоже норовят места занять. Как они
будут скамейки и сласти делить? Кто громче свое
«Нет!» проорет, тот и прав?
Если следовать логике анонимного автора
«Истории Маленького Нета», то именно так и будет.
А не менее анонимный автор «Билля о правах»
поможет героям истории, подведет, так сказать,
теоретическую и идеологическую базу под их
поступки.
И возникнет мир, где несть печали и воздыхания, а
исключительно Большие и Маленькие Неты. И еще
Центр «Генезис».
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР С ДОПОЛНЕНИЕМ
Да, кстати о Центре «Генезис».
Кроме
злополучного Билля и журнала «Педология», этот
центр выпускает очень хорошие книжки и методики.
«Школьный психолог» не раз писал о них в рубрике
«Арсенал», и за единственным исключением, о
котором за давностью лет можно умолчать, все они
удостаивались положительных отзывов в диапазоне
от сдержанно-похвальных до восторженных.
Одним из книжных хитов «Генезиса» явился
четырехтомник Клауса Фопеля под примечательным
заголовком «Как научить детей сотрудничать». Уже
одно название книги говорит о том, что и в самом
«Генезисе» известна альтернатива Нет-Биллевому
эгоцентризму, переходящему в эгоизм. И эта
альтернатива — сотрудничество. То есть не только
права, но и обязанности, не только «нет», но и
«да», не только «сам», но и «другой».
Вот только в рамках существующего «Билля о
правах» ничего подобного не выйдет. Чтобы
сотрудничать, надо и о других подумать, а как
только звучит слово «надо», приходится
вспоминать не только о правах, но и об
обязанностях. Значит, к каноническому тексту
придется писать дополнение.
Я взял на себя смелость такое дополнение
составить (оно приведено справа внизу на этой
странице). В результате в сотрудничестве (!) с
«Генезисом» получился новый документ — «Билль о
правах и обязанностях личности». И если Неты
будут руководствоваться им, то возникнет
совершенно иной мир.
В этом новом мире вместо того чтобы отказывать
«громко, ясно и решительно» единственно на
основании собственных желаний и нежеланий, можно
будет вникать в желания других и считаться с их
чувствами так же, как и со своими.
В этом новом мире при возникновении противоречий
и конфликтов тети, дяди, парни и Неты получат
возможность договариваться, а не отгораживаться.
А тогда и скамеек с шоколадками хватит на всех,
даже если кому-то придется поделиться.
В этом новом мире люди смогут подойти друг к
другу поближе, и поэтому у каждого кроме
«окружающих» появятся «ближние».
Да и Центр «Генезис» не останется без работы в
этом новом мире. Только вместо того чтобы учить
повышать голос, он станет учить слышать тихие
ответы.
Марк САРТАН
БИЛЛЬ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ
ЛИЧНОСТИ
БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ
© Центр
социально-психологической
адаптации детей и подростков «Генезис»
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
1. ...иногда ставить себя на
первое место
2. ...просить о помощи и эмоциональной поддержке
3. ...протестовать против несправедливого
обращения или критики
4. ...иметь свое собственное мнение или убеждения
5. ...совершать ошибки, пока Вы не найдете
правильный путь
6. ...предоставлять людям право самим решать свои
проблемы
7. ...говорить: «Спасибо, нет», «Извините, нет»
8. ...не обращать внимания на советы окружающих и
следовать своим собственным
9. ...побыть одному, даже если другим хочется
Вашего общества
10. ...иметь свои собственные какие угодно чувства,
независимо от того, понимают ли их окружающие
11. ...менять свои решения или изменять образ
действий
12. ...добиваться перемены договоренности, которая
Вас не устраивает
ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
1. ...быть безупречным на 100%
2. ...следовать за всеми
3. ...делать приятное неприятным Вам людям
4. ...любить людей, приносящих Вам вред
5. ...извиняться за то, что Вы были самим собой
6. ...выбиваться из сил ради других
7. ...чувствовать себя виноватым за свои желания
8. ...мириться с неприятной Вам ситуацией
9. ...жертвовать своим внутренним миром ради кого
бы то ни было
10. ...сохранять отношения, ставшие
оскорбительными
11. ...делать больше, чем Вам позволяет время
12. ...делать что-то, что Вы на самом деле не можете
сделать
13. ...выполнять неразумные требования
14. ...отдавать что-то, что Вам на самом деле
отдавать не хочется
15. ...нести на себе тяжесть чьего-то неправильного
поведения
16. ...отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни
было и кого бы то ни было
ДОПОЛНЕНИЕ.
БИЛЛЬ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ
© Еженедельник «Школьный
психолог»
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО
1. ...нельзя жить в обществе и
быть
свободным от общества — или то, или другое
2. ...мнение, отличное от вашего, может быть верным
3. ...никто не обязан вести себя так, как того
хочется вам
4. ...неприемлемый для вас образ жизни может быть
нормой для кого-то другого
5. ...совет, основанный на чужом опыте, может
уберечь вас от ошибок
6. ...ваше чувство вины может указывать на
недопустимость вашего поведения
7. ...окружающие тоже имеют право ставить себя на
первое место
8. ...никакие правила не освобождают вас от
ответственности за ваши поступки