Здравствуйте!
Особенность
русской
культуры – легкое принятие и ассимилирование традиций других культур.
Сейчас
это происходит с китайским гороскопом. Мы с легкостью приняли внешнюю
атрибутику китайского Нового Года – петарды и забавные фигурки
животных.
Но речь не
об этом.
Прошлый раз мы говорили о символе года уходящего – корове – священном
животном
касты землепашцев, и быке - символе
царской власти, силы и мудрости.
Животное-символ
года
наступающего, как известно, – тигр. У китайцев и японских самураев
почитание
тигра во многом связано с воинскими традициями. Тигр – обитатель леса.
И у нас
тоже есть свои аналоги – лесные хозяева.
Другое животное, которое,
повсеместно считалось священным животным – был медведь. Его подлинное
название
скрывали. До наших дней дошло иносказательное обозначение лесного
великана –
медведь – «ведающий медом». Более древнее слово сохранилось в слове
«берлога»,
то есть «логово бера». Сходно называли медведя англичане и германцы.
Города Берлин,
Берн носят медвежьи имена.
Есть даже
целая страна медведей – «Берия». У нас это название
превратилось со временем в «Сибирь». А вот англичане ее так и называют
по-старому – «Siberia»: от «се»
– это,
«берия» – страна Бера.
Но и слово «бер» -
иносказательное,
восходящее к обозначению бурого цвета. «Бурый» - обычное медвежье
прозвище.
Но более всего Бер был
связан с
воинским искусством и высшей воинской жреческой кастой - оборотнями.
Позже
слово «оборотень» приобрело самое страшное значение, а знания были
сильно
очернены и им придан негативный оттенок.
Из
глубины веков дошли до нас смутные сведения о загадочных воинах, не
уязвимых для вражеского оружия. Словно заговоренные, устремлялись они в
самую
гущу жестокой сечи и выходили из нее невредимыми.
На
Руси их называли волкодлаками. Первая
половина слова явно связана с
волками. Считалось: волкодлаки умели обращаться в серых хищников.
Вторая
половина названия «длаки» (на старогерманском) обозначает медведя.
Жрецы были
волкомедведями.
На
Руси
воинов-волкодлаков еще называли «хоробры». Первая часть термина
восходит к
слову «хорт» - древнерусскому обозначению волка и собаки, вторая – к
слову
«бер», то есть «медведь». О древности термина «хортбер» - «хоробр»
свидетельствует его родство с именем пеласгического волкодлака Кербера.
Второе
прозвание страшного пса античности «Орт» также родственно русскому
«хорт». Не
менее древняя другая форма именования воинов-колдунов – «хортдлак». От
нее
ведут свое происхождение имена «Грендель», «Геракл», «Гильгамеш».
Самым
знаменитым
из русских волкодлаков был Святослав Хоробр, более известный как князь
Святослав Великий. Он в самых жестоких сечах сражался в первых рядах и
выходил
из битв невредимым.
Примечательно,
что, описывая подвиги волкодлаков Святослава, византиец Лев Диакон (Х
век)
вспоминает волкодлака Ахилла. По его мнению, Ахилл был одним из русов,
которых
этот историк называет скифами.
Покровителем
русских волкодлаков был Велес. Его главным священным животным был
медведь. Так,
на месте будущего Ярославля стояло селение Медвежий Угол (Бер-Кут).
За его околицей в лесу размещалось святилище Велеса. В
святилище держали огромного медведя и собак.
Среди
Стрелицких
божков прибалтийских славян-ободритов находим статуэтку медведя с
палицей в
руке. Перед нами медведеобразный Велес. На животе у него изображена
собака. На
спине идола рунической тайнописью начертаны слова «вульф», «вук» -
германское
западнославянское обозначение волка. Значит, идолу поклонялись
волкодлаки.
Волкомедведи
известны за пределами славянского мира. У германцев человек,
оборачивающийся в
волка, назывался «вервольф». В этом слове соединены обозначения медведя
(«бер»
- «вер») и волка («вульф»). В германских землях в ходу были
дохристианские
имена «Вульфберо», «Ульфберн». Такого рода имя носил главный герой
древнеанглийской поэмы «Беовульф» (10 век). Примечательно, что эта
форма
переводится как «пчелиный волк», то есть «медведь».
Среди
германцев
самыми знаменитыми воинами были берсерки (берсеркеры),
то есть люди-медведи.
Литовцы
волков-оборотней называли подобно славянам, - вилкатаки, а
украинцы – вовкулаки.
А в
мифах южных и
восточных народов также есть упоминания о воинах-оборотнях, но там они
превращаются чаще всего в тигров.
Волкомедведи
входили в круг древних индоевропейских богов. Об этом говорит природа
пеласгических богов Аполлона и Артемиды, близнецов-стреловержцев.
Аполлон
связан с волчьей символикой. Артемида носит медвежье имя, а Каллисто,
одна из
ее спутниц, была превращена в медведицу. Отцом Каллисто был Ликаон, сын
Пеласга. «Ликос» - по-грчески волк. Ликаон носил волчье имя и по смерти
превратился в волка.
Следы
древних магических техник сохранились и в русских
сказках: "И ударился Иванушка - о земь, и обернулся - серым волком".
В роли оборотней чаще всего выступают колдуны (волхвы) и царевичи
(представители воинской касты кшатриев-царей-князей).
В
древнерусской
колдовской книге «Чаровник» описаны ритуалы обращения в волка и
медведя.
Оборотень, произнеся заговор, кувыркался через пень или деревянную
колоду. К
этим обрядам восходит поговорка «делать все через пень-колоду», то есть
делать
все странным, необычным способом. При обрядах пользовались особым
поясом и
загадочными «наузами», которые служили залогом возвращения в
человеческий
облик. На древнерусских изделиях находим изображение волков-оборотней с
такими
поясами на теле, а в церковных книгах – осуждение «науз ношения».
И
если бы китайский гороскоп был славянским, то, скорее всего,
мы встречали бы сейчас год Медведя.
Еще
раз с Новым Годом!
Сергей
Деревянко.
Источники:
Здесь приведена сильно
сокращенная и
чуточку дополненная глава
из книги «Развенчанные мифы» Гладилина Евгения Александровича.
Официальный
сайт: http://www.rojdenierus.ru/
Читайте первоисточник. В книге и на сайте еще много чего интересного!
|