Здравствуйте!
В прошлом
выпуске мы говорили о запрещённых выражениях в общении с детьми.
Что
же делать?
Знаете, чем отличается хороший психолог?
Он никогда не скажет вам: «Сделай это и вот это...» Хороший психолог –
мастер вопросов. Наводящими вопросами он доведет вас до уровня знания.
Не давайте готовых решений, побуждайте думать и соображать.
1. Предлагаю список "продуктивных"
обращений к ребенку:
·
"Давай
попробуем решить вместе...",
·
"Как
ты думаешь...",
·
"Я
не сомневалась(ся),
что ты у меня самый умный (добрый, находчивый,)",
·
"Когда
ты хочешь это сделать?"
·
"А
что бы ты сделал на моем месте?"
·
"А
как можно было бы поступить по-другому
в этой ситуации?"
2. Несколько простых техник
Псевдовыбор: "Ты уберешь игрушки сейчас
или после того, как мы попьем чаю?" — чистейшей воды манипуляция,
однако создает у ребенка ощущение, что он имеет право выбора, что с его
мнением считаются, что он — не бездумный исполнитель.
План действий: “Давай с тобой сразу
договоримся – мы делаем это, а после это...”. Да,
нужно планировать немного наперед, но ребенок уже не упирается
неожиданному требованию. У этого метода есть и обратная сторона.
Ребенок быстро усвоит этот метод и начнёт договариваться с вами: “Папа, давай с тобой договоримся – сначала мы покушаем, а
потом пойдём и купим лошадку”.
Сценарий: Вы
наблюдали, как играют дети? Сначала они
договариваются, как будут играть, потом играют. Происходит это
так:
«Давай
с тобой играть» - приглашение к игре.
«Давай
ты была мама, а я была дочка» - договор о ролях. Обязательно в
прошедшем времени!
«Давай
я сказала..., а ты сделала...» - разработка сценария игры.
Обязательно в прошедшем времени! На этом этапе возможна любая
импровизация и изменение сценария. Дети как бы описывают свою уже
сыгранную игру.
«Всё.
Давай играть!» - когда сценарий устраивает всех, начинается его
воплощение, но диалоги уже в настоящем времени. Вносить
изменения по-ходу игры уже нельзя –
вызовите этим бурю негодования! Изменения по ходу игры предлагаются
тоже в прошедшем времени: "О!, а давай я была продавец и продавала
украшения?" Получив согласие, действуйте.
Этот приём очень эффективен, потому что вы
говорите на одном языке с ребёнком. На этапе разработки сценария игры
можно внедрять нужные вам действия.
Поделись своим методом!
Я, как и все другие родители ещё только учусь взаимодействовать с
ребёнком. Часто путём проб и ошибок, набивая шишки и споря со своей
«половиной». То, о чем я пишу – это мой опыт. И мне бы очень хотелось
узнать Ваш проверенный метод эффективного общения с ребенком. Пишите!
Удачи Вам!
Сергей Деревянко.
|